F-COMMERCE

УСПЕШНЫЙ МАРКЕТИНГ ИЛИ ТРАТА ВРЕМЕНИ?

Ekaterina Gerasimova

 Что может быть более известным в Интернете, чем Facebook?

Сегодня самая крупная социальная сеть в мире не нуждается в представлении. Но для лучшего понимания важности Facebook, краткий обзор компании не будет лишним.

В 2004 году Марк Цукерберг основал Facebook, как эксклюзивную сеть для Гарвардских студентов. Сайт стал сенсацией и начал заметно расти. В этот период многие бизнесмены пытались выкупить успешный сайт, но, тщетно. В 2006 году одна из крупнейших компаний в интернете — Yahoo сделала предложение основателю Facebook: продать сеть за 1 млд. долларов. Своим отказом Марк Цукерберг заработал себе славу «ребенка, который отказался от миллиардов».

Спустя всего 5 лет компания может похвастаться своей активной базой, состоящей из 400 млн. пользователей, более половины которых, ежедневно он-лайн. Такие впечатляющие цифры должны, в первую очередь, заинтересовать маркетологов, особенно тех, кто использует социальные сайты для решения своих бизнес задач. В 2011 году на Facebook существовало более 3 млн. активных страниц, половина из которых принадлежала местным предпринимателям.

Пользователи Facebook — это жители более ста стран мира. Около 70% регистраций на сайте проводятся за пределами США, крупнейшая в мире социальная сеть переведена на более чем 70 языков мира.

Несмотря на свой успех, Facebook не спешил пускать в денежное обращение свои операции. Только в 2006 году, после подписания соглашения с банком JP Morgan Chase, на сайте появились первые баннеры. Но эта сделка побледнела на фоне последующих сценариев прибыли в Facebook: приложений и страниц для брендов.

Позже, спустя годы кропотливых исследований и экспериментов, эксперты социального маркетинга обнаружили, что пользователи Facebook не особо охотно покидают сеть, чтоб перейти по внешней ссылке. Многоуважаемая исследовательская компания Forrester, в свою очередь, заявила, что лишь 1% посетителей ecommerce сайтов приходят туда по ссылкам из социальных сетей. Другие исследования показывают, что e-mail маркетинг генерирует 11%-ный рейтинг кликов, и 4%-ный коэффициент конверсии, в то время как на Facebook эти показатели колеблются в пределах 1% и 2% соответственно. Для маркетологов это означало или пытаться продвигать свои товары исключительно через платформу Facebook, или же создавать фан-страницы в соцсети для повышения популярности своего бренда. Сегодня существует целая система социального маркетинга, известная, как F-Commerce.

F-commerce означает использование Facebook, как площадки для ведения активной торговли. Но, с точки зрения e-commerce маркетинга, F-commerce вызывает противоречивые мнения. Некоторые считают, что «фейсбук-торговля» имеет огромный потенциал и способна вывести любой ннтернет-магазин на новую благодатную почву. По самым оптимистическим прогнозам на ближайшие 5 лет, количество успешных сделок на Facebook должно быть большим, чем у такого гиганта среди ннтернет-магазинов, как Amazon.

С другой стороны, некоторые исследования говорят о низкой эффективности F-commerce. Bloomberg даже опубликовал статью с ироничным названием «Что означает «F» в F-commerce?». Многие считают, что позитивные рекомендации F-commerce были абсурдными. Несмотря на то, что Bloomberg заявляет о неработоспособности F-commerce, многие предприниматели с этим далеко не согласны.

Профессор Стивен Хок (бизнес-школа Wharton) говорит о том, что в отличие от других сайтов, которые пытаются все организовать и каталогизировать, чтоб подать пользователю сайт в удобной форме, у Facebook релевантные посты упорядочены линейно и по времени постинга. Таким образом, F-commerce может «выезжать» та том, что страницы брендов и их домашние сайты, связаны теснее.

Но маркетологи, давно работающие с Facebook, поспешат заявить, что утверждение профессора о необходимости упорядочения постов в хронологическом порядке неверно. На самом деле, Facebook использует Edgerank, систему на подобие Pagerank — устройства Google, для сортирования информации по релевантности. Никто не сомневается в компетентности профессора Хока в вопросах традиционного маркетинга, но, похоже, он упустил некоторые важные особенности, присущие только F-commerce. Ведь эта отрасль в ecommerce маркетинге предназначена, в первую очередь, для того, чтобы удерживать пользователей на страницах Facebook, а не поощрять их переходить по внешним ссылкам.

В докладе Bloomberg есть также комментарий Сухариты Мулпуру, в котором аналитик Forrester Research говорит, что торговать на Facebook, это то же самое, что пытаться продать что-то зависающей в баре компании.

Но опытные маркетологи говорят всем этим аналитикам: «ну и что?». Они уже многие годы продают товары не только людям, отдыхающим в баре, а даже в Диснейленде. Когда человек пытается расслабиться и получить удовольствие, сколько денег он способен потратить на вкусную еду, сувениры и другие прихоти? Можно так и сидеть, погрузившись в размышления о том, как люди тратят деньги, а можно посмотреть вокруг и увидеть множество маркетинговых возможностей, таких как спортивные мероприятия, любимые концерты, большие моллы и т.д., но, такое чувство, что некоторые зациклились именно на Диснейленде.

Как и в Диснейленд, так и на Facebook люди приходят совсем не ради шоппинга, но все же совершают покупку, попадая в собственные сети.

Когда e-commerce магазин начинает функционировать на площадке Facebook, это уже F-commerce, где актуальны совершенно другие правила. Для f-маркетинга существует целый ряд услуг и программного обеспечения. Но, клиенты, которые пытались продвинуть свои товары, таким образом, остались недовольны результатами. Какие-то продажи все-таки осуществляются, но затраты на реализацию плюс ежемесячная оплата программного обеспечения F-commerce, способны уничтожить любую прибыль.

Тем не менее, F-commerce продолжает завлекать все новых и новых инвесторов. Несомненно, есть много недоработок, но F-commerce все еще таит в себе огромный потенциал. Bloomberg осудил сразу весь F-commerce, не рассмотрев его с разных сторон. Но мы знаем, что современные маркетинговые технологии не стоят на месте, это касается и F-commerce.

Ценители Facebook-торговли должны сосредоточиться на нескольких маркетинговых моментах. Во-первых, это конкретные продукты с конкретными ценами, и они должны быть тщательно продуманны до того, как попасть на страницы социального сайта. На площадке Facebook, как и на любом ecommerce сайте существуют определенные модели использования и классифицирования деталей вашей страницы, которых необходимо придерживаться. Но самое важное в F-commerce — реклама. Это не просто размещение баннеров и ежедневное обновление статусов товара, — как и любая другая маркетинговая задача, она должна быть новаторской и креативной, чтобы мгновенно привлечь внимание пользователя. Хороший маркетолог, особенно интернет-маркетолог, должен быть творческим и способным быстро генерировать и применять инновационные идеи.

Процветающий F-commerce, так же как и традиционный e-commerce бизнес, нуждается, элементарно, во времени, внимании и здравом маркетинге.